Развитие творческих способностей
Одним из приоритетных направлений в работе дошкольного центра развития ребенка является целенаправленная работа по развитию детских способностей, что отличает его от других учреждений дошкольного образования. В дошкольном центре создана целостная система по данному направлению, которая включает в себя организационные, содержательные и технологические компоненты.
Организация работы по развитию способностей и признаков одаренности внашем учреждении осуществляется по двум направлениям.
- Развитие интеллектуально-творческого потенциала и способностей каждого ребенка.
- Организация специальной работы со способными и одаренными детьми.
Целью образования способных и одаренных детей в учреждении дошкольного образования является создание благоприятных условий для проявления природных задатков воспитанников, формирования личности, способной к оптимальному развитию и саморазвитию своего творческого потенциала.
Развитию способностей способствует внедрение современных эффективных образовательных технологий: проблемно-игровой, РТВ-ТРИЗ-технологии, исследовательского метода обучения, метода проектов, технологии «ситуация», технологии интеллектуально-творческого развития В.В.Воскобовича. В этих технологиях особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике почти не учитывался, игнорировался – субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком в процессе познания мира. Признание его субъектом приводит к необходимимости изменения отношения к каждому ребенку на уровне принятия основных пастулатов:
- Ценности личности (отказа от разделения детей по критерию «хороший – плохой» в плане оценки их способностей).
- Уникальности индивидуальных возможностей (готовности принять ребенка как индивидуальную неповторимую личность).
В основе всех этих технологий лежат дидактические принципы деятельностного подхода:
- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми);
- принцип «мини-макса» (обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом);
- принцип вариативности (детям предоставляется возможность выбора);
- принцип творчества (процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).