Инновационный проект по теме "Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий"
В 2021/2022 году реализуется республиканский инновационный проект по теме "Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий"
Консультанты проекта:
Кошелев Владимир Сергеевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории нового и новейшего времени Белорусского государственного университета
E-mail: bsu3@yandex.ru
Тюко Виктория Викторовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования»
E-mail: vtsuko@mail.ru
Сроки реализации инновационного проекта: 2019– 2022 г.г.
Цель инновационного проекта: создать условия для формирования и развития социально-гражданских компетенций, обучающихся с присущими возрасту ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения через включение в социально значимую деятельность в процессе подготовки и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий.
Задачи:
- обеспечить комплекс условий (организационно-управленческих, научно-методических, психолого-педагогических, аналитико-информационных, кадровых, материально-технических), необходимых для реализации инновационного проекта;
- изучить общедидактические вопросы, связанные с организацией туристско-краеведческой деятельности, реализацией компетентностного подхода в гражданско-патриотическом воспитании, формированием социально-гражданских компетенций, подготовкой и реализацией медиапутешествий;
• организовать постоянно действующий семинар по теме проекта, систему методических практикумов по освоению механизмов подготовки и реализации медиапутешествий;
• разработать и реализовать систему повышения квалификации педагогов по теме инновационного проекта;
• разработать серию медиапутешествий и внедрить в образовательный процесс учреждения модель формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий;
• осуществить выявление, изучение и обобщение результатов инновационного опыта педагогов по теме проекта;
• обеспечить трансляцию опыта участников инновационного проекта через проведение методических мероприятий и размещение на Интернет-сайтах разработанных медиапутешествий с рекомендациями по их применению.
Список участников инновационного проекта 2021/2022 уч.г.
Швецова Татьяна Юрьевна – заведующий
Севернёва Людмила Владимировна – заместитель заведующего по основной деятельности
Внук Лилия Борисовна – воспитатель-методист
Квашевич Наталья Владимировна – воспитатель дошкольного образования
Ефремова Елена Сергеевна - воспитатель дошкольного образования
Шафранская Вера Владимировна - воспитатель дошкольного образования
Чубукова Татьяна Владимировна - воспитатель дошкольного образования
Алехнович Виктория Игоревна - воспитатель дошкольного образования
Калиновская Валентина Михайловна - воспитатель дошкольного образования
Календарный план инновационной деятельности по внедрению модели формирования социально-гражданских компетенций, обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий на 2021/2022 г.г.
№ |
Мероприятие |
Сроки исполнения |
Ответственный |
Форма оформления результатов работы |
Изучение инновационного педагогического опыта учреждений-партнеров |
05-08.2021 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Банк данных передового инновационного опыта |
|
Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта |
в течение года |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Аннотированный список литературы |
|
Педагогический совет |
08.2021 |
Швецова Т.Ю., заведующий |
Протокол педагогического совета |
|
Диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности |
09.2021 |
Седина Т.Л., педагог-психолог |
Материалы диагностики |
|
Проведение родительских собраний с целью информирования о целях и задачах инновационного проекта |
09.2021 |
Швецова Т.Ю., заведующий |
Протоколы родительских собраний |
|
Формирование локальной нормативной базы, регламентирующей инновационную деятельность |
09.2021 |
Швецова Т.Ю., заведующий |
Должностные инструкции Приказ |
|
Организация работы методических формирований |
09.2021 |
Швецова Т.Ю., заведующий, Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Положение об экспертном совете, творческой группе |
|
Разработка перечня индивидуальных творческих заданий педагогов-новаторов |
09.2021 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Перечень тем исследований и творческих заданий |
|
Размещение материалов инновационной деятельности на сайте учреждения |
в течение года |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности
|
Страница сайта |
|
|
Организация взаимодействия с научными консультантами инновационного проекта |
в течение года |
Швецова Т.Ю., заведующий |
Научно-методическое сопровождение |
|
Составление индивидуальных планов работы педагогов-новаторов |
09.2021 |
Участники инновационной деятельности |
Индивидуальные планы |
|
Разработка плана-графика повышения квалификации педагогов, реализующих инновационный проект |
09.2021 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
План-график |
|
Подбор и разработка материалов психолого-педагогической диагностики |
09.2021 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности Седина Т.Л., педагог-психолог |
Анкеты, тесты, опросники |
|
Разработка планов сотрудничества с социальными партнерами в рамках сетевого взаимодействия |
09.2021 |
Швецова Т.Ю., заведующий, Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Годовой план |
|
Совет УДО «Организация инновационной деятельности в 2021/2022 уч.г.» |
09.2021 |
Швецова Т.Ю., заведующий, |
Протокол Совета |
|
Совещание при заведующем «Координация деятельности педагогов-новаторов»
|
09.2021 12.2021 03.2022
|
Швецова Т.Ю., заведующий, |
Протоколы совещаний |
|
Диагностика запросов педагогов-новаторов |
09.2021 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Протокол результатов диагностики |
|
Диагностика инновационных компетенций, сформированности исследовательской культуры участников проекта |
09.2021 04.2022 |
Седина Т.Л., педагог-психолог |
Протокол результатов диагностики |
|
Диагностика сформированности социально-гражданских компетенций |
09.2021 04.2022 |
Седина Т.Л., педагог-психолог |
Материалы диагностики |
|
Консультация по разработке индивидуального образовательного маршрута участников инновационной деятельности |
09.2021 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Материалы консультации |
|
Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагогов-новаторов |
09.2021 |
Участники инновационной деятельности |
Программа по самообразованию |
|
Анкетирование родителей по теме инновационного проекта |
09.2021 04.2022 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Анкеты, информация по результатам анкетирования |
|
Заседание экспертного совета, творческой группы |
09.2021 11.2021 03.2022 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Протоколы |
|
Консультация по ведению дневника педагога-новатора |
09.2021 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Материалы консультации |
|
Семинар-практикум «Использование информационно-образовательных ресурсов по гражданскому и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в образовательном процессе учреждения дошкольного образования» |
10.2021 11.2021 12.2021 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Материалы семинара-практикума |
|
Организация смотра-конкурса «Создание контрольно-диагностических заданий для образовательного медиапутешествия» |
12.2021 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Материалы смотра-конкурса |
|
Организация работы медиа-центра |
в течение года |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
План работы |
|
Организация коллективных просмотров занятий с использованием образовательных медиапутешествий |
в течение года |
Педагоги-новаторы |
Конспекты занятий |
|
Родительская гостиная «Использование туристско-краеведческих образовательных медиапутешествий в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» |
11.2021 |
Внук Л.Б., воспитатель-методист |
Сценарий |
|
Круглый стол «Образовательное медиапутешествие как эффективное средство развития социально-гражданских компетенций детей дошкольного возраста» |
12.2021 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Сценарий |
|
Наращивание комплекса ресурсов по теме проекта |
в течение года |
Швецова Т.Ю., заведующий Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Перечень ресурсов |
|
Реализация системы повышения квалификации педагогов |
в течение года |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Сертификат |
|
Мониторинг процесса инновационной деятельности, осуществление контроля за ведением документации |
в течение года |
Швецова Т.Ю., заведующий Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Материалы контроля |
|
Семинар-практикум «Развитие исследовательской культуры педагога-новатора» |
10.2021 |
Седина Т.Л., педагог-психолог |
Материалы семинара-практикума |
|
Аналитический практикум «Технология рефлексивного мониторинга» |
12.2021 |
Седина Т.Л., педагог-психолог |
Сценарий аналитического практикума |
|
Консультация для педагогов-новаторов по подготовке итоговых отчетов |
01.2022 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Материалы консультации |
|
Обобщение инновационного педагогического опыта педагогов-новаторов |
02.2022 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Материалы опыта |
|
Мониторинг итоговых результатов инновационной деятельности |
03.2022 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Таблицы, диаграммы, материалы диагностики |
|
Анализ и систематизация результатов индивидуальных педагогических исследований и творческих заданий по теме инновационного проекта |
03.2022 |
Участники инновационной деятельности |
Материалы опыта |
|
Экспертная оценка материалов педагогического опыта, отбор лучших авторских работ и практических материалов педагогов-новаторов |
03.2022 |
Члены экспертного совета |
Перечень работ |
|
Создание банка медиапутеществий |
03.2022 |
Внук Л.Б., воспитатель-методист |
Аннотированный перечень медиапродуктов |
|
Разработка и предоставление отчетных материалов об итоговых результатах инновационной деятельности |
04.2022 |
Участники инновационной деятельности |
Отчеты |
|
Составление справки об итоговых результатах инновационной деятельности |
04.2022 |
Швецова Т.Ю., заведующий Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Справка |
|
Педагогический совет об итоговых результатах инновационной деятельности |
04.2022 |
Швецова Т.Ю., заведующий |
Протокол педагогического совета |
|
Методический фестиваль «Панорама инновационного опыта» |
04.2022 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Материалы методического фестиваля |
|
Распространение и трансляция обобщенного эффективного инновационного опыта |
05-08.2022 |
Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности |
Публикации |
Заместитель заведующего по основной деятельности Л.В. Севернёва
МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ 05.04.2022
Виртуальный музей
Образовательные туристско-краеведческие медиапутешествия:
Могилевский областной краеведческий музей им. Е.Р. Романова
"Художественный музей Бялыницкого-Бирули"
"Необычные памятники города Могилева" (Квашевич Н.В.)
По страницам Красной книги: мир животных Могилёвской области» (Жажкова А.В.)
"По страницам Красной книги: растительный мир Могилевской области" (Жажкова А.В.)
"По страницам Красной книги: птицы Могилевской области" (Жажкова А.В.)
Медиапутешествие по сельскохозяйственным объектам Могилевской области» (Жажкова А.В.)
"Зоосад и его обитатели" (Кляус Н.М.)
Путешествие в город мастеров» (Макаревич Н.В.)
"Путешествие по Республике Беларусь» (Жажкова А.В.)
"Медиапутешествие в этнохутор "Зеленая роща"» (Гуткина А.М.)
"Парк Подниколье" (Макаревич Н.А.)
"Печерский лесопарк" (Ильющенко В.И.)
"Музей П.В. Масленикова" (Шафранская В.В.)
"Музей пожарной службы" (Чубукова Т.В.)
"Музей этнографии г. Могилева" (Ефремова Е.С.)
Проекты:
- Проект «Наш любимый детский сад»
- Проект «Моя семья»
- Проект «Моя Родина Беларусь»
- Проект «Беларусь спортивная»
- Проект «Белорусская народная игрушка»
- Проект «Природный мир Беларуси»
- Проект «Самый лучший город на земле»
- Проект «Традиции и праздники Республики Беларусь»
- Проект «Мы помним, мы гордимся»
- Проект «Такие разные дома»
- Проект «Праздники и традиции разных стран»
- Проект «Дружат дети всей планеты»
- Проект «Мы – такие разные»
- Проект «Увлекательное путешествие по разным странам»
- Проект «Планета Земля – наш общий дом»
- Проект «Олимпиада собирает друзей»
- Проект «Сказки народов мира»
- Проект «Доброта спасет мир»
- Проект «Большие права маленького человека»
Видеофильмы:
- «Самый лучший город на Земле»
- «Достопримечательность города Могилева – Ратуша»
- «Могилевский зоосад»
- «Город Мастеров»
Виртуальные альбомы:
- «Знаменитые спортсмены Республики Беларусь»
- «Герои белорусских народных сказок»
- «Национальные герои Республики Беларусь»
- «Белорусские народные песни»
Мультимедийные презентации по блокам:
1. Моя малая Родина:
- «История Могилева»
- «Могилев современный»
- «Известные люди города Могилева»
- «Могилев спортивный»
- «Буйничское поле - поле мужества и славы»
- «Любимые места отдыха могилевчан»
- «Достопримечательности города Могилева»
- «Могилев промышленный»
- «История Могилева»
- «Город Мастеров»
- «Животный мир белорусских лесов»
- «Растительный мир белорусских лесов».
2.Исторические и культурные ценности Республики Беларусь:
- «Белорусская народная игрушка»
- «Белорусский национальный костюм»
- «Белорусские народные праздники»
- «Спортивные объекты г. Могилева»
- «Декоративно прикладное искусство Беларуси»
- «Минск – столица Республики Беларусь»
- «Символы Республики Беларусь»
- «Белорусские народные инструменты»
Игры для интерактивной доски по теме «Люби и знай свой родной край»:
- «Четвертый лишний: обитатели Беларуси»
- «Составь белорусский узор»
- «Подбери логотип к продукции предприятия»
- «Собери карту Республики Беларусь»
- «Cобери карту Республики Беларусь»
- «Угадай достопримечательности города Могилева»
- «Одень куклу в белорусский костюм»
- «Знаешь ли ты герб своего города?»
- «Знатоки города Могилева»
- «Знаешь ли ты продукцию предприятий города Могилева?»
- «Знатоки растительного и животного мира белорусских лесов»
- «Животные белорусских лесов»
- «Игры-викторины на знание белорусских произведений белорусских авторов»
- «Собери картинку: достопримечательность города Могилева»
Лото:
- «Могилев и его достопримечательности»
- «Деревья, цветы, ягоды, грибы родного края»
- «Природа родного края»,
- «Растительный и животный мир Республики Беларусь»
- "Перакладчыкi"
Маршрутные игры:
- «Как хлеб на стол пришел»
- «Достопримечательности города Могилева»
- «Могилев спортивный»
- «Как растет лен в Беларуси»
- «Путешествие по Республике Беларусь»
- «Предприятия г. Могилева»
- «Город Мастеров»
Картотека: белорусские фольклорные игры, белорусские народные игры, белорусские народные танцы, музыкальные произведения белорусских авторов
№ |
Мероприятие |
Форма |
Сроки исполнения |
Ответственный |
1. |
Организация экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 уч.г. |
совет учреждения |
сентябрь |
заведующий Швецова Т.Ю. |
2. |
Координация деятельности педагогов-новаторов
|
совещание при заведующем |
сентябрь декабрь март
|
заведующий Швецова Т.Ю. |
3. |
Диагностика запросов педагогов-новаторов |
анкетирование |
сентябрь |
заместитель заведующего по основной деятельности Севернёва Л.В. |
4. |
Диагностика рефлексивных, исследовательских и проектировочных умений; профессиональной и инновационной компетентности участников проекта |
анкетирование |
сентябрь апрель |
педагог-психолог Седина Т.Л. |
5. |
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе |
круглый стол |
сентябрь |
заместитель заведующего по основной деятельности Севернёва Л.В. |
6. |
Диагностика сформированности социально-гражданских компетенций |
анкетирование |
сентябрь апрель |
педагог-психолог Седина Т.Л. |
7. |
Разработка индивидуального образовательного маршрута участников инновационной деятельности |
консультация |
сентябрь |
педагог-психолог Седина Т.Л. |
8. |
Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагогов-инноваторов |
собеседование |
сентябрь |
участники инновационной деятельности |
9. |
Анкетирование родителей по теме инновационного проекта |
анкетирование |
сентябрь апрель |
заместитель заведующего по основной деятельности Севернёва Л.В. |
10. |
Реализация инновационного проекта |
заседание экспертного совета |
сентябрь ноябрь март |
заместитель заведующего по основной деятельности Севернёва Л.В. |
11. |
Медиапутешествие: от планирования к презентации |
семинар-практикум |
сентябрь |
заместитель заведующего по основной деятельности Севернёва Л.В. |
12. |
Формирование социально-гражданских компетенций обучающихся в условиях современного учреждения образования |
семинар-практикум |
октябрь декабрь |
заместитель заведующего по основной деятельности Севернёва Л.В. |
13. |
Краеведение в учреждении дошкольного образования |
круглый стол |
январь |
заместитель заведующего по основной деятельности Севернёва Л.В. |
14. |
Контроль за ведением документации участников инновационного проекта |
мониторинг |
в течение года |
заведующий заместитель заведующего по основной деятельности |
15. |
Организация работы клуба медиапутешественников |
клуб медиапутешественников |
в течение года |
заместитель заведующего по основной деятельности Севернёва Л.В. |
16. |
Изучение опыта учреждений-партнеров в рамках реализации инновационного проекта |
семинары, дни инноваций, дни открытых дверей |
в течение года |
заместитель заведующего по основной деятельности Севернёва Л.В. |
17. |
Развитие рефлексивных и исследовательских умений педагога-инноватора |
практикум |
ноябрь |
педагог-психолог Седина Т.Л. |
18. |
Развитие инновационной культуры педагога |
тренинг |
январь |
педагог-психолог Седина Т.Л. |
19. |
По подготовке годовых отчетов |
консультация |
февраль |
заместитель заведующего по основной деятельности Севернёва Л.В. |
20. |
Промежуточные результаты инновационной деятельности |
мониторинг |
март |
заместитель заведующего по основной деятельности Севернёва Л.В. |
21. |
Анализ и систематизация результатов индивидуальных педагогических исследований и творческих заданий по теме инновационного проекта |
совещание при заведующем |
март |
участники инновационной деятельности |
22. |
Разработка и предоставление отчетных материалов о промежуточных результатах инновационной деятельности |
совещание при заведующем |
апрель |
участники инновационной деятельности |
23. |
О промежуточных результатах инновационной деятельности |
педагогический совет |
апрель |
заведующий |
24. |
Методический фестиваль «Панорама инновационного опыта» |
методический фестиваль |
апрель |
заместитель заведующего по основной деятельности Севернёва Л.В. |