Инновационный проект по теме "Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель (2022–2025)"
-
Нормативное правовое обеспечение
- Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»
- Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 276
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.2024 № 345 «Об эскпериментальной и инновационной деятельности в 2024/2025 учебном году»
- Приложение к Приказу Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.2024 № 345 «Об эскпериментальной и инновационной деятельности в 2024/2025 учебном году»
- О некоторых вопросах повышения тарифных ставок (окладов) педагогическим работникам при осуществлении экспериментальной и инновационной деятельности
- Приказ Главного управления по образованию Могилевского облисполкома от 28.08.2024 № 315 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2024/2025 учебном году»
В 2024/2025 учебном году на базе государственного учреждения образования "Дошкольный центр развития ребенка № 1 г.Могилева" реализуется республиканский инновационный проект по теме "Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель (2022–2025)
Консультанты проекта:
Здорикова Людмила Евгеньевна, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Афанасьева Наталья Григорьевна, начальник центра идеологической, воспитательной работы и педагогических инноваций учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования»
Тюко Виктория Викторовна, исследователь в области педагогических наук
Сроки реализации инновационного проекта: 2022–2025 г.г.
Цель инновационного проекта: создание условий для формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся в современной социокультурной ситуации на основе механизмов сетевого взаимодействия и социально-педагогического партнерства
Задачи:
- обеспечить комплекс условий (организационно-управленческих, научно-методических, психолого-педагогических, аналитико-информационных, кадровых, материально-технических), необходимых для реализации инновационного проекта;
- изучить общедидактические вопросы, связанные с организацией сетевого взаимодействия, разработать схему региональной партнерской сети гражданского и патриотического воспитания, определить механизмы ее функционирования, внедрить в практику работы учреждения;
- изучить литературу и нормативные правовые документы по организации гражданского и патриотического воспитания обучающихся, определить структуру и содержание понятия «гражданско-патриотическая позиция», подобрать необходимые дидактические и диагностические материалы;
- разработать, согласовать с партнерами условия и возможности сетевого взаимодействия в рамках района и области, определить совместные мероприятия, проекты, а также сферу ответственности участников инновационного проекта;
- обеспечить внедрение в образовательный процесс учреждения сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся;
- разработать и реализовать систему повышения квалификации педагогов по теме инновационного проекта;
- осуществить выявление, изучение и обобщение инновационного опыта педагогов по теме проекта;
- обеспечить трансляцию опыта участников инновационного проекта через проведение методических мероприятий, публикации в научно-методических изданиях республики и размещение на Интернет-сайтах участников проекта, проектного центра (МГОИРО) разработанных методических материалов, авторских электронных ресурсов гражданского и патриотического воспитания;
- обеспечить популяризацию эффективных моделей реализации гражданского и патриотического воспитания в СМИ;
- обеспечить расширение региональной Партнерской сети гражданского и патриотического воспитания за счет привлечения новых социальных партнеров.
Участники инновационной деятельности в 2024/2025 уч.г.
п/п |
ФИО, должность
|
Тема педагогического исследования |
Формы трансляции инновационного педагогического опыта |
1. |
Швецова Татьяна Юрьевна, заведующий
|
«Использование PR-менеджмента как условие эффективности инновационной деятельности учреждения дошкольного образования»
|
Выступление на педагогическом совете. Участие в методических мероприятиях учреждения, города, области, республики. Представление опыта на мероприятиях в рамках сетевого взаимодействия. Публикации в СМИ, в научно-методических изданиях.
|
2. |
Севернёва Людмила Владимировна, заместитель заведующего по основной деятельности
|
«Профессионально-творческое развитие педагогов в условиях реализации модели информационно-методического сервиса "Территория успеха"» |
Выступление на педагогическом совете. Участие в методических мероприятиях учреждения, города, области, республики. Представление опыта на мероприятиях в рамках сетевого взаимодействия. Публикации в СМИ, в научно-методических изданиях. Размещение на сайте учреждения инновационного опыта |
3. |
Внук Лилия Борисовна, воспитатель-методист
|
«Использование методического маркетинга в формировании инновационной компетентности педагогов» |
Выступление на педагогическом совете. Участие в методических мероприятиях учреждения, города, области, республики. Представление опыта на мероприятиях в рамках сетевого взаимодействия. Публикации в СМИ, в научно-методических изданиях. |
4. |
Макаревич Наталья Анатольевна, воспитатель дошкольного образования
|
«Использование средств визуализации в формировании основ гражданско-патриотической позиции воспитанников» |
Проведение открытого занятия для педагогических работников учреждения. Выступление на педагогическом совете. Участие в методических мероприятиях учреждения, города, области, республики. Представление опыта на мероприятиях в рамках сетевого взаимодействия. Публикации в СМИ, в научно-методических изданиях. |
5. |
Петренко Наталья Сергеевна, воспитатель дошкольного образования
|
«Использование ЭОР в формировании основ гражданско-патриотической позиции воспитанников» |
Проведение открытого занятия для педагогических работников учреждения. Выступление на педагогическом совете. Участие в методических мероприятиях учреждения, города, области. Представление опыта на мероприятиях в рамках сетевого взаимодействия. Публикации в СМИ, в научно-методических изданиях. |
6. |
Калиновская Валентина Михайловна, педагог дополнительного образования |
Использование робототехнических наборов в реализации задач гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста |
Участие в методических мероприятиях учреждения, города, области, республики. Представление опыта на мероприятиях в рамках сетевого взаимодействия. Публикации в СМИ, в научно-методических изданиях. |
7. |
Проващинская Наталья Евгеньевна, музыкальный руководитель
|
«Использование ЭОР в формировании основ гражданско-патриотической позиции воспитанников» |
Проведение открытого занятия для педагогических работников учреждения. Выступление на педагогическом совете. Участие в методических мероприятиях учреждения, города, области. Представление опыта на мероприятиях в рамках сетевого взаимодействия. Публикации в СМИ, в научно-методических изданиях. |
Новости проекта
20.09.2022 Выступления на областном вебинаре для педагогических работников по теме «Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель» (2022-2025) по темам «Методическая работа в условиях организации инновационной деятельности в учреждении дошкольного образования» (Швецова Т.Ю., заведующий), «Методическое сопровождение педагогических работников на разных этапах реализации инновационного проекта «Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель» (2022-2025) (Севернёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности), «Психолого-педагогическое сопровождение участников инновационной деятельности» (Седина Т.Л., педагог-психолог).
26.09.2022 Представление опыта работы по реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий» (Швецова Т.Ю., заведующий, Внук Л.Б., воспитатель-методист)
https://dcrr.by/novosti/yarmarka-innovaczionnyix-metodicheskix-idej/
27.09.2022 Выступления на III Московской научно-практической конференции «Компетенции воспитателя – условия развития навыков будущего у дошкольника» по теме «Туристско-краеведческое образовательное медиапутешествие как эффективное средство гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста (Швецова Т.Ю., заведующий)
30.09.2022 Представление опыта работы на семинаре-практикуме по теме «Использование эффективных средств в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» в г. Жлобине (Внук Л.Б., воспитатель-методист, Калиновская В.М., воспитатель дошкольного образования)
07.10.2022 Представление опыта работы на областном брифинге для воспитателей дошкольного образования первой и высшей квалификационной категории «Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе учреждений дошкольного образования» по теме «Использование туристско-краеведческих медиапутешествий в образовательном процессе учреждения дошкольного образования» (Макаревич Н.А., воспитатель дошкольного образования)
https://dcrr.by/novosti/uchastie-v-brifinge/
09.11.2022 Проведение на базе учреждения школы педагогического мастерства для воспитателей дошкольного образования средних и старших групп учреждений дошкольного образования города Могилева «Использование технологии визуализации при организации образовательного процесса с воспитанниками средних и старших групп в учреждении дошкольного образования».
Выступления по теме:
- «Использование средств визуализации в образовательном процессе учреждений дошкольного образования. Мастер-класс «Применение интеллект-карты в работе с детьми дошкольного возраста» (Внук Л.Б.).
- «Сторителлинг в решении задач учебной программы дошкольного образования» (Маршина О.В.).
- «Интерактивный плакат – эффективное средство обучения детей среднего и старшего возраста» (Кляус Н.М.).
- «Презентация авторской скретч-карты «Моя родная Беларусь» с использованием робототехническим набором МАТАТАЛАБ» (Калиновская В.М.).
https://dcrr.by/novosti/shkola-pedagogicheskogo-masterstva/
17.11.2022 Выступление Внук Л.Б. на областном семинаре «Использование эффективных образовательных технологий и средств обучения в формировании основ гражданско-патриотической культуры воспитанников в учреждении дошкольного образования» на базе центра методик дошкольного образования МГУ им. А.А.Кулешова.
24.11.2022 Выступление на VI открытой городской научно-практической Интернет-конференции с международным участием ГУО МГИРО «Педагогическая наука и образовательная практика: традиции и инновации»:
- Швецова Т.Ю. «Организация методической работы в условиях реализации инновационного проекта «Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель»;
- Севернёва Л.В. «Методическое сопровождение педагогических работников на разных этапах реализации инновационного проекта»
24.11.2022 Выступление на республиканском научно-практическом семинаре «Дошкольное образование в условиях трансформационных процессов» (БГПУ им. М. Танка):
- Швецова Т.Ю. «Дидактическое пособие «Кубик Блума» как средство реализации задач гражданского и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
- Севернёва Л.В. «Формирование гражданской идентичности и патриотизма у детей дошкольного возраста в современных условиях»
25.11.2022 Педагогические работники государственного учреждения образования "Дошкольный центр развития ребенка № 1 г. Могилева" приняли активное участие в работе VIII Международной научно-практической конференции «Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты». Воспитатель-методист Внук Л.Б., воспитатель дошкольного образования Калиновская В.М. представили скретч-карту путешествий "Моя родная Беларусь" как средство гражданского и патриотичексого воспитания детей старшего дошкольного возраста; воспитатель дошкольного образования Маршина О.В. познакомила участников конференции с использованием сторителлинга в реализации задач раздела «основы гражданско-патриотической культуры» учебной программы дошкольного образования;
https://dcrr.by/novosti/uchastie-v-viii-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferenczii/
26.11.2022 состоялась очередная поездка с посещением достопримечательностей городов Витебска и Орши. Прогулка по Витебскому Арбату – пешеходной улице имени Суворова, знакомство с исторической частью города с сохранившейся и восстановленной застройкой XVIII-XIX в., с творчеством таких мастеров искусства как Марк Шагал, Илья Репин, Казимир Малевич, посещение Иезуитского коллегиума в Орше, а также Оршанской мельницы, чудом сохранившемся после войны, где еще витает дух старины, считающейся таинственным заколдованным местом, пройти испытания на интерактивной экскурсии по ней, побывать у памятника знаменитой катюше - все это оставило неизгладимые впечатления у всех участников поездки.
https://dcrr.by/novosti/kab-lyubіcz-belarus-nashu-mіluyu,-treba-ў-roznyix-krayax-pabyivacz/
01.12.2022 воспитатели дошкольного образования Шушлакова С.Г., Кляус Н.М. продемонстрировали коллегам эффективные средства реализации задач раздела «Основы гражданско-патриотической культуры» образовательной области «Ребенок и общество». Кроссенс, кубик Блума, электронные средства обучения – лишь небольшой перечень средств, представленных педагогическим работникам государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка № 1 г. Могилева».
https://dcrr.by/novosti/effektivnyie-sredstva-grazhdanskogo-i-patrioticheskogo-vospitaniya/
15.12.2022 воспитатель-методист государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка № 1 г. Могилева» приняла активное участие в VI Международном фестивале профессионального мастерства педагогов «Познание в сотворчестве», организованного на базе АПО г. Минска, продемонстрировав коллегам мастер-класс по использованию кубика Блума в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
https://dcrr.by/novosti/poznanie-v-sotvorchestve/
01.11.2022 Воспитанники учреждения приняли участие в челленжде "Чытаем вершы на беларускай мове"
https://dcrr.by/novosti/chelendzh-chyitaem-vershyi-na-belaruskaj-move/
24.12.2022 Выставка новогодних поделок с белоруским акцентом
https://dcrr.by/novosti/vyistavka-novogodnix-podelok-s-belorusskim-akczentom/
31.01.2023 Выступления на круглом столе по теме «Взаимодействие с социумом по вопросам воспитания гражданина и патриота»
- Швецова Т.Ю. «Социальное партнерство с семьями воспитанников учреждения дошкольного образования по гражданско-патриотическому воспитанию»
15.02.2023 Проведение вебинара по теме «Краеведение как средство формирования социально-нравственных и личностных компетенций детей дошкольного возраста»
- Внук Л.Б. «Медиапутешествие как форма организации краеведческой деятельности»
27.02.2023 выступления на республиканскомсеминаре-панораме «Развитие инновационной деятельности в учреждениях дошкольного образования»
- Швецова Т.Ю. «Сетевое взаимодействие как фактор повышения профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования в процессе реализации инновационного проекта»
- Внук Л.Б. «Формирование социально-гражданских компетенций детей дошкольного возраста посредством использования авторских образовательных медиапутешествий»
Публикации педагогических работников:
Публикации в сборнике материалов VI Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития образования: моделируем школу будущего»
- Швецова Т.Ю. «Инновационная деятельность как ресурс перевода учреждения образования в новое качественное состояние
- Внук Л.Б. «Использование метода интеллект-карт в краеведческой деятельности учреждений дошкольного образования»
Публикации в сборнике материалов III Московской научно-практической конференции «Компетенции воспитателя – условия развития навыков будущего у дошкольника»
- Седина Т.Л. «Рефлексивные умения как фактор развития профессиональной компетенции педагога дошкольного образования»
- Швецова Т.Ю. «Туристско-краеведческое образовательное медиапутешествие как эффективное средство гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Публикации в V Международной неоконференции в современном формате баркемпа (BarCamp) – «Баркемп ByProject 2022» Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (28 июня 2022 года):
- Внук Л.Б. «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством включения в проектную деятельность».
- Внук Л.Б., Ефремова Е.С. «Образовательное медиапутешествие как эффективное средство формирования социально-гражданских компетенций детей дошкольного возраста».
- Чубукова Т.В. «Образовательный проект «Познание истории и культуры родного города детьми старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики».
- Швецова Т.Ю.«Использование метода интеллект-карт в краеведческой деятельности учреждений дошкольного образования».
Публикации в V Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы» АПО, г. Минск (3 ноября 2022) (сборник готовится к изданию):
- Севернёва Л.В. «Управление профессиональным развитием педагогических работников учреждения дошкольного образования в процессе реализации инновационного проекта».
- Швецова Т.Ю. «Сетевое взаимодействие как фактор повышения профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования деятельность как ресурс перевода учреждения образования в новое качественное состояние».
Публикации в сборнике МГОИРО «Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты» VIII Международной научно-практической конференции:
- ·Внук Л.Б., Калиновская В.М. «Скретч-карта путешествий «Моя родная Беларусь – средство гражданского и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
- ·Маршина О.В. «Использование сторителлинга в реализации задач раздела «Основы гражданско-патриотической культуры» учебной программы дошкольного образования
- ·Седина Т.Л. «Инновационное развитие педагогических работников учреждения дошкольного образования в процессе тренинговых занятий по командообразованию»
- ·Швецова Т.Ю. «Сетевое взаимодействие участников инновационной деятельности как механизм формирования эффективной команды»
Публикации в материалах V Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы» Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»
- Внук Л. Б. «Использование резервов самообразования педагогических работников учреждений дошкольного образования»
- Севернёва Л.В. «Управление профессиональным развитием педагогических работников учреждения дошкольного образования в процессе реализации инновационного проекта»
- Седина Т. Л. «Развитие психолого-педагогической компетентности у педагогических работников в учреждении дошкольного образования»
- Седина Т. Л. «Использование средств визуализации в методической работе учреждений дошкольного образования»
- Швецова Т. Ю. «Сетевое взаимодействие как фактор повышения профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования»
- Швецова Т. Ю.«Формирование навыков будущего у педагогических работников учреждения дошкольного образования как фактора успешной профессиональной деятельности»
Достижения
8 дипломов в областном конкурсе методических разработок «Гражданское и патриотическое воспитание: теоретико-методические основы и эффективные инновационные практики»
- В номинации «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить»
Диплом 1 степени «Краеведческие образовательные медиапутешествия» (Квашквич Н.В., Ефремова Е.С., Макаревич Н.А.)
Диплом 2 степени «Игровой комплекс «Моя родная Беларусь» с использование скретч-карты путешествий, робототехнических наборов Мататалаб» (внук Л.Б., Калиновская В.М.)
Диплом 2 степенисерия интерактивных плакатов «Люби и знай свой родной край» (Кляус Н.М.)
Диплом 2 степени «Образовательный проект «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного города посредством организации музейно-педагогической работы»
- В номинации «Будущее время молодежи»
Диплом 3 степени «Добро пожаловать! Социальные акции патриотической и исторической направленности в УДО»
- В номинации «Формула успеха: мы вместе»
Диплом 1 степени«Путеводитель маршрутов выходного дня «По местам боевой славы Могилевщины»» (Севернёва Л.В., Внук Л.Б., Калиновская В.М.)
Диплом 2 степени «Картотека игр «Играем вместе»» (Кляус Н.М., Бирюкова Н.Е.)
- В номинации «Воспитать патриота – настоящее мастерство»
Диплом 1 степени «Активные формы методической работы с педагогическими работниками по гражданскому и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (Швецова Т.Ю., Севернёва Л.В.)
Информация на сайте:
https://dcrr.by/novosti/tyidzen-belaruskaj-movyi/
https://dcrr.by/novosti/znamenatelnoe-sobyitie/
https://dcrr.by/novosti/s-chego-nachinaetsya-rodina/