Летний период
Рекомендации по организации и проведению образовательной работы в летний оздоровительный период
Летнюю работу с детьми в учреждении дошкольного образования принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель – создание благоприятных условий и максимальное использование летнего времени для укрепления здоровья детей и закаливания детского организма.
В ходе летнего оздоровления решаются задачи:
- Обеспечение оптимальных условий для пребывания детей на свежем воздухе, их активной двигательной деятельности
- Активизация работы по художественно-эстетическому воспитанию, развитию музыкальных способностей в процессе культурно-досуговой деятельности
- Обеспечение условий для закрепления и совершенствования культурно-гигиенических навыков детей, воспитание этического отношения к природе, трудолюбия
- Формирование эмоционального восприятия воспитанников посредством создания условий экологического воспитания и в процессе наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы
- Формирование эмоционального восприятия воспитанников посредством создания условий экологического воспитания и в процессе наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы.
Обращаем Ваше внимание на наличие документации в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, инструктивно-методическими письмами и методическими рекомендациями Министерства образования и Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Выносной игровой материал. Постоянно отслеживать состояние выносных игрушек, своевременно убирать сломанные. Обеспечить участки спортивными игрушками, организовывать игры с водой. Напоминаем, что игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.
Песочницы Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен.При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка. Песочницы во время отсутствия воспитанников должны быть закрыты крышками.
Территория, участки. Обращаем внимание на ямы возле детских горок, спортивных снарядов, качелей; корни деревьев (необходимо периодически засыпать песком, землей). Опасные участки на территории учреждения огородить красной лентой! Постоянно отслеживать состояние веранд, песочниц, скамеек на наличие опасных предметов (гвоздей, стекла и т.д.).
Распорядки дня должны соответствовать возрасту детей и специфике работы конкретной группы. Распорядки в течение лета меняются в соответствии с изменением графика выдачи пищи (в связи с объединением групп, уменьшением или увеличением их количества).
Формы работы с семьей. Обратить внимание на эстетику оформления родительских уголков в группах, наличие информации о питании, меню выходного дня в соответствии с возрастом и сезоном. Меню на сегодня с включением домашнего ужина должно находиться в каждой возрастной группе. В родительском уголке размещается материал в соответствие с планом работы воспитателя с воспитанниками дошкольного учреждения на конкретный день, неделю. Запланировать опрос родителей «Уровень удовлетворенности работой учреждения дошкольного образования в период летних каникул». Обращаем Ваше внимание на содержательный аспект консультаций, рекомендаций, размещенных в родительских уголках; эстетичность оформления.
Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.
Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:
- включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
- интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, включающей:
- самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
- утреннюю гимнастику;
- физкультурную деятельность (игрового, сюжетного, тематического вида);
- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
- активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
- самостоятельную двигательную деятельность;
- закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
- комплекс общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание сюжета;
- 3-4 подвижные игры;
- физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
- оздоровительный бег на участке;
- элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
Комплекс подвижных игр (2-3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной): профилактика нарушений осанки и плоскостопия; развитие координационных способностей; развитие физических качеств; совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).
Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).
Игры с элементами спортивного ориентирования.
Комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.
Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
- включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
- обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
- предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
- индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Художественно-эстетическая работа включает:
- изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
- музыкальную деятельность воспитанников;
- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
- освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
- лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
- аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:
- включение изобразительной деятельности в детские праздники;
- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
- организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.
В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
- использование музыки в режимных моментах;
- фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
- проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
- включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);
- сольное и коллективное музицирование;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки - хлопков, притопов, щелчков и т.п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.
Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:
- Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.
- Музыкальные игры с пением, хороводы.
- Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на: развитие и формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях; развитие музыкально-творческих способностей.
- Игры с музыкальными инструментами.
- Музыкальные игры-релаксации.
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.
Питание в группах. Напоминаем, что стаканы, чашки для полоскания рта, горла, чистки зубов должны храниться в буфетных. Чистящие и моющие средства хранить в недоступном для детей месте. Больше внимание следует уделять сервировке стола, правильности раздачи (помощник воспитателя в одноразовых перчатках раскладывает и подает готовые блюда) и подачи блюд (постепенность). Обратите внимание на состояние и содержание уголков дежурных.
Напоминаем, что питьевой режим организуется как в группе, так и на улице. На улице вода находится постоянно. Отслеживается срок использования бутилированной или кипяченой воды. Должны быть емкости для хранения чистых стаканов (чашек) и использованных.
Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
- ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3ч 20мин – 4ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
- многократное умывание в течение дня;
- полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
- дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
- ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2-5 мин в группе первого раннего возраста до 15-20 мин в старшей группе); по траве, песку.
Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных, праздничных, юбилейных дат (май – август 2024г.)
18 мая – Международный день музеев;
19 мая – День пионерской дружбы;
21 мая – Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития;
22 мая – Международный день биологического разнообразия;
31 мая – Всемирный день без табака;
1 июня – Международный день защиты детей;
5 июня – Всемирный день окружающей среды;
15 июня – День юннатского движения;
19 июня – 100 лет со дня рождения Василия Быкова, белорусского писателя;
22 июня – День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа;
26 июня – Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом;
28 июня - День города
последнее воскресенье июня – День молодежи и студенчества;
3 июля – День Независимости Республики Беларусь (День Республики);
30 июля – Международный день дружбы;
30 июля – Всемирный день борьбы с торговлей людьми;
12 августа – Международный день молодежи.
Правила поведения во время грозы
Эта стихия, как правило, сопровождается ливневым дождем, порой градом, шквалистым ветром, ослепительными вспышками молнии и раскатами грома. Кстати, часто боятся именно резкого звука, хотя на самом деле угрозу представляет молния, которая является основным поражающим фактором. Прямое попадание разряда для человека может закончиться смертью из-за нарушения деятельности сердца и легких. Ежегодно от удара молнии в мире погибает порядка 3 000 человек.
Все мы привыкли наблюдать линейную молнию – она имеет вид извилистой разветвляющейся линии. Однако есть ещё и шаровая, встречающаяся крайне редко. До конца она ещё не изучена, поэтому траектория ее полета и последствия воздействия абсолютно непредсказуемы.
При появлении шаровой молнии постарайтесь сохранять спокойствие и не двигайтесь. Не приближайтесь к ней и ничем не касайтесь, не пытайтесь «выгнать», так как может произойти взрыв. Находясь в помещении, очень медленно отступайте в другую комнату, прикрывая лицо руками. Если выйти возможности нет - лягте на пол, спрячьтесь под стол или кровать и выжидайте. Не дотрагивайтесь до металлических предметов и держитесь подальше от электрической проводки и электроприборов. Через 2-5 минут молния исчезнет или взорвется. Помните, что после взрыва может начаться пожар.
Но вернемся непосредственно к грозе. Чтобы не стать жертвой непогоды, следует усвоить ряд правил поведения. Если ненастье все-таки застало Вас врасплох, то действуйте в зависимости от ситуации.
Вы в квартире, доме, здании:
в первую очередь отключите все электроприборы и вытащите штекер наружной антенны из телевизора, прекратите телефонные разговоры. Затем постарайтесь ликвидировать сквозняки, плотно закройте окна и дымоходы. Не располагайтесь у окна, печи, камина, массивных металлических предметов, на крыше и на чердаке.
Вы на улице:
покиньте открытое пространство и укройтесь в помещении или в подъезде любого дома.
Если решили спрятаться под козырьком здания, не прикасайтесь к стене. Не пользуйтесь мобильным телефоном. Не стойте вблизи высоких столбов, рекламных щитов и т.д.
Вы в машине:
Прекратите движение. Закройте окна, опустите антенну, заглушите двигатель и переждите грозу в салоне автомобиля. Не дотрагивайтесь до ручек дверей и других металлических предметов. Не стоит брать в руки и мобильный телефон.
Вы в лесу:
держитесь подальше от высоких отдельно стоящих деревьев, не располагайтесь у костра, так как столб горячего воздуха – хороший проводник электричества. Чаще всего молния ударяет в дубы, тополя и вязы, реже всего – в березу и клен. Устройтесь между низкорослыми деревьями с густыми кронами. Сидеть лучше в так называемой "позе эмбриона" - спина согнута, голова опущена на согнутые в коленях ноги и предплечья рук, ступни соединены вместе. Кроме того, выбирая себе убежище, обратите внимание, чтобы рядом не было расщепленных деревьев, ранее пораженных грозой. Это говорит о том, что грунт на данном участке имеет высокую электропроводность, и удар молнии сюда еще раз весьма вероятен.
Вы на открытой местности (в поле):
не стойте на возвышенностях, у опор линий электропередач и под проводами. Поищите яму или овраг и сядьте там в «позе эмбриона». Если же никаких углублений поблизости нет – присядьте, как можно ниже или лягте на землю. Не прячьтесь в стоге сена или соломы, в необитаемых одиночных бараках или сараях. Не ходите босиком и не поднимайте над головой токопроводящие предметы (лопаты, тяпки, косы). Прекратите спортивные игры и движение, уйдите в укрытие.
Вы на водоеме:
выйдите из воды, отойдите подальше от берега и спрячьтесь в укрытии. Если Вы находитесь в лодке, немедленно гребите к берегу. Когда это невозможно – осушите лодку; если есть защитный тент, поднимите его; при наличии сухой одежды, переоденьтесь; сядьте подальше от мачт и подложите под себя спасательный жилет или сапоги. Рыбалку во время грозы необходимо прекратить, так как снасти являются проводником для электричества.
И ещё несколько советов. Ни в коем случае не бегайте во время грозы. Когда ищите укрытие, избегайте также характерных разломов на почве. Специалисты называют их «гнездовьями молний» — они являются наиболее проводящими участками. Не следует собираться в группы, в таких случаях нужно рассредоточиться. От земли, особенно если она влажная, необходимо изолироваться, подложив под себя коврик, надувной матрац, ветки, в крайнем случае - камни, веревки, одежду, обувь и т.п. При этом, изолятор должен быть как можно суше. Если рядом с Вами оказался человек, пораженный молнией, не бойтесь дотрагиваться до него — заряда в теле пострадавшего не останется.
Гроза – явление непредсказуемое и достаточно опасное, однако грамотные действия во время его возникновения помогут Вам избежать неприятных последствий!
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ
Умение хорошо плавать – одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.
Лучше всего купаться в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях. Обязательно предварительно пройти медицинское освидетельствование и ознакомиться с правилами внутреннего распорядка мест для купания.
В городских водоемах, более чем где-либо, опасно купаться в непроверенных местах и особенно прыгать с обрывистых берегов и импровизированных вышек. Кто может поручиться, что водоем, который вы облюбовали для купания, не используется недобросовестными водителями, ленящимися вывозить мусор на дальние свалки, в качестве выгребной ямы, на дне которой может быть все, что угодно. Не ныряйте в водоемы головой вниз – это может привести к серьезной травме позвоночника, так называемому «перелому ныряльщика», что может навсегда сделать Вас инвалидом!
В походах место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное песчаное или гравийное дно, небольшая глубина (до 2 м), нет сильного течения (до 0,5 м/с).
Начинать купаться рекомендуется в солнечную безветренную погоду при температуре воды 17-190С, воздуха - 20-250С. В воде следует находиться 10-15 минут, перед заплывом необходимо предварительно обтереть тело водой.
Постоянного рельефа дна в случайных городских водоемах не бывает. Вчерашний обжитой пляж сегодня может представлять смертельную опасность. Собираясь купаться, особенно если среди вас маленькие дети, не поленитесь лишний раз проверить состояние дна. Это обережет вас от многих неприятностей. Порезав ногу в водоеме, немедленно выйдите из воды, обильно промойте рану чистой питьевой водой, обработайте края раны раствором йода или бриллиантовой зелени, а саму рану – раствором перекиси водорода, и незамедлительно обратитесь к врачу!
Крайне опасно переоценивать свои силы. Не стоит пытаться переплывать реки, озера и водоемы на спор. Вы можете проспорить. Общеизвестно, что реже всего тонут люди, которые хорошо плавают и которые плохо плавают. Больше всего - пловцы, которые считают, что хорошо плавают. Они чувствуют себя в воде довольно уверенно и из-за этой, не подтвержденной опытом уверенности, и тонут.
Попав в водоворот, не паникуйте - наберите в легкие побольше воздуха, погрузитесь поглубже в воду и, резко выгребая руками и ногами, отплывайте в сторону от воронки.
Не купайтесь долго в холодной воде.
Ни в коем случае не оставляйте без присмотра вблизи открытой воды малолетних детей! Они могут утонуть мгновенно! Даже на мелководье будьте с ними всегда рядом!
Если вы не умеете плавать - не следует чрезмерно доверять себя надувным матрасам, автомобильным камерам и прочим подручным плавсредствам.
При судорогах надо немедленно выйти из воды. Если нет такой возможности, то необходимо действовать следующим образом:
1.Изменить стиль плавания – плыть на спине.
2.При ощущении стягивания пальцев руки, надо быстро, с силой сжать кисть руки в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону, разжать кулак.
3.При судороге икроножной мышцы необходимо согнуться, двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой подтянуть стопу к себе.
4.При судорогах мышц бедра необходимо обхватить рукой ногу с наружной стороны ниже голени у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, потянуть рукой с силой назад к спине.
5.По возможности произвести укол любым острым подручным предметом (булавкой, иголкой и т.п.)
6.Уставший пловец должен помнить, что лучшим способом для отдыха на воде является положение «лежа на спине».
Чтобы избавиться от воды, попавшей в дыхательные пути и мешающей дышать, нужно немедленно остановиться, энергичными движениями рук и ног удерживаться на поверхности воды и, подняв голову как можно выше, сильно откашляться.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НА ВАШИХ ГЛАЗАХ ТОНЕТ ЧЕЛОВЕК?
Помните: подплывать к утопающему опасно – человек в панике может потянуть вас вслед за собой. Не позволяйте хвататься за вас. Транспортировать пострадавшего надо так, чтобы его дыхательные пути находились над поверхностью воды. Если доставленный на берег находится в бессознательном состоянии, необходимо освободить его дыхательные пути от воды. Для этого наклоните его через колено, положив на живот головой вниз. Затем нажмите на спину несколько раз. Ребенка или подростка можно взять за ноги и потрясти головой вниз. Если состояние не улучшилось, необходимо провести искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца. Особенно внимательно следите за детьми, ведь известны случаи, когда малыши захлебывались водой даже на мели.
Для того, чтобы избежать несчастного случая на воде, следуйте простым правилам:
- Пользуйтесь только оборудованными пляжами. Или, если их нет, определите постоянное место для купания, проверив его с точки зрения безопасности.
- Научитесь плавать.
- Не прыгайте с обрывов и случайных вышек, не проверив дно.
- Не заплывайте за буйки и не пытайтесь переплывать водоемы.
- Не выплывайте на судоходный фарватер.
- Не купайтесь в нетрезвом виде.
- Не пытайтесь плавать на бревнах, досках, самодельных плотах.
- Не купайтесь долго в холодной воде.
- Не отплывайте далеко от берега на надувных матрасах и кругах, если вы не умеете плавать.
- Находясь на лодках, не меняйтесь местами, не садитесь на борта, не перегружайте лодку сверх установленной нормы, не катайтесь возле шлюзов, плотин, дноуглубительных снарядов, посреди фарватера реки.
- Не оставляйте детей без присмотра возле воды.
- Не разрешайте детям купаться в незнакомых местах, тем более прыгать с обрывов.
- Не разрешайте детям далеко заплывать.
- Не разрешайте детям, если они не умеют плавать, заходить в воду без надувных кругов и дальше чем по пояс.