Обогащенная развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда учреждения рационально организованна, комфортна, насыщена современными играми и игрушками, дидактическими материалами.
Стратегия и тактика построения среды определялась особенностями личностно ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:
- Принцип учета возрастных особенностей детей.
- Принцип развивающей направленности.
- Принцип эстетичности.
- Принцип психологической и физической безопасности.
- Принцип динамичности/мобильности.
- Принцип ориентации на индивидуальные интересы и потребности.
- Принцип достаточности.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах безопасна, комфортна, динамична, вариативна, многофункциональна, эстетична. Комфортность и безопасность обеспечивается созданием эффекта домашней обстановки, устранением границ между зонами активности детей (игровой, учебной и др.), возможностью изменения пространства самими детьми, наличием ковровых покрытий, мягких модулей, созданием здоровых и безопасных условий, она периодически преобразовывается и обновляется. Материал и оборудование приобретается в соответствии с Перечнем средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50).
Игрушки сертифицированы, материалы из которых изготовлено оборудование, отвечают гигиеническим требованиям, экологически чистые и прочные.
Среда обеспечивает оптимальное количество стимулов, воздействующих на ребенка, богатство сенсорных впечатлений.
Среда обеспечивает возможность для организации коллективной деятельности детей, а также предусматривает возможность для «уединения». Этому в полной мере способствует использование крупного модульного материала, цветных шнуров, складных домиков, крупных конструкторов, которые дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.
Развивающая предметно-пространственная среда организована так, что материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, доступны для ребенка.
Среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.